Ретро автомобили и безопасность: первые системы

Эволюция ремней безопасности

История ремней безопасности тесно связана с эволюцией самого автомобиля. Первые патенты появились еще в 1885 году, предназначаясь для кучеров конных повозок – в те времена автомобили были редкостью, а их скорость не представляла серьезной опасности. В 1907 году был запатентован первый автомобильный ремень – простой поясной, использовавшийся вплоть до 70-х годов. Прорыв произошел с появлением плечевых ремней в 50-х годах, значительно повысивших безопасность. Однако настоящий переворот совершила шведская компания Volvo, представив в 1959 году на модели PV544 трехточечный ремень безопасности, разработанный Нильсом Болином. Эта конструкция, оптимально распределяющая нагрузку при аварии по груди, плечам и бедрам, стала стандартом для большинства современных автомобилей. В конце 80-х годов трехточечные ремни стали обязательными во всем салоне, а не только спереди, после исследований, показавших опасность использования простых поясных или плечевых ремней на задних сиденьях. В наши дни существуют инерционные и неинерционные ремни, причем последние встречаются лишь на старых автомобилях.

Появление подушек безопасности (SRS)

Подушки безопасности (SRS) – еще один важный шаг в развитии пассивной безопасности автомобилей. Хотя идея защиты водителя при столкновении существовала давно, практическое воплощение началось во второй половине XX века. Экспериментальная установка подушки безопасности произошла на Ford Taunus 20M P7B в 1971 году, а серийное производство началось в 1972 году на модели Oldsmobile Toronado. Это было особенно актуально в США, где водители неохотно пристегивались ремнями безопасности. Первые системы SRS имели недостаточно быструю реакцию, что приводило к травмам от самой подушки. Повсеместное распространение подушек безопасности началось лишь в середине 90-х годов, после усовершенствования датчиков и повышения скорости срабатывания. Современные подушки рассчитаны на пристегнутых пассажиров и водителя, а их использование с детьми на переднем сиденье категорически запрещено из-за риска серьезных травм. Различия в скорости раскрытия подушек (200 км/ч в Европе и 300 км/ч в США) обусловлены различиями в росте водителей и привычках использования ремней безопасности. Сейчас автомобили оснащаются множеством подушек, обеспечивающих защиту от фронтальных, боковых и даже задних столкновений, а также появились подушки безопасности пешехода.

Развитие подголовников

Подголовники, несмотря на свою кажущуюся простоту, играют значительную роль в обеспечении безопасности пассажиров. Их основная функция – снижение травм шеи при столкновениях, особенно при ударах сзади. Интересно, что разработка этого элемента автомобильного интерьера произошла относительно поздно – в конце 60-х годов прошлого века инженером Бела Барени. В 1968 году подголовники стали стандартным оснащением автомобилей Mercedes-Benz, а с 1969 года рекомендовались к установке на все автомобили, продаваемые в США. Минимальные размеры подголовников регулировались стандартами, постепенно увеличиваясь с 80 см² в 1972 году до 400 см² в 1993 году. Последние изменения стандартов, касающиеся размеров подголовников, были приняты в 2008 году. Существуют неподвижные и подвижные (активные) подголовники. Неподвижные, часто являющиеся частью спинки сиденья, менее эффективны, чем активные, которые при ударе автоматически приближаются к голове пассажира, смягчая удар. Исследования показали существенное преимущество регулируемых подголовников в снижении травм шеи при задних столкновениях по сравнению с нерегулируемыми.

Конструктивные особенности кузова и роль в безопасности

В обеспечении безопасности пассажиров важнейшую роль играет конструкция кузова автомобиля. В современных автомобилях чаще всего используется несущий кузов, к которому крепятся все остальные элементы. При столкновении такой кузов сминается, поглощая энергию удара и защищая салон. Однако, при опрокидывании автомобиля, жесткость кузова может сыграть злую шутку, поэтому производители укрепляют стойки кузова, образующие прочный каркас безопасности, предотвращающий сдавливание пассажиров между крышей и днищем. Рамные конструкции, хотя и встречаются реже, также имеют элементы, поглощающие энергию удара, но основной удар в этом случае также принимает на себя кузов. Даже двигатели современных автомобилей проектируются таким образом, чтобы амортизировать фронтальный удар. Стекла, как еще один важный элемент, также подвергались усовершенствованию для повышения безопасности, и их роль в защите пассажиров значительна. Эволюция конструктивных особенностей кузова непрерывно продолжается, и современные автомобили значительно лучше защищают пассажиров при авариях, чем их предшественники.